Логотип Галерея "ОкNо"
*   выставки и проекты
*   публикации
*   о галерее
*   ссылки
 

 
  

  © 2001-2022
  галерея "ОкNо"
  Челябинск, Россия

 
ВЫСТАВКИ И ПРОЕКТЫ

Анастасия Богомолова
ПОД КУПОЛОМ
Скульптура, инсталляция, объекты, фотография
15 февраля - 10 марта 2018

Проект Анастасии Богомоловой "Под куполом"

О выставке

Анастасия Богомолова -- художник, занимающийся исследованием феноменов памяти и забвения, границ документального, а также изучением и созданием личной мифологии. Проект "Под куполом" посвящен истории падения метеоритов на территории Челябинской области. Фабулу этой работе предложила сама действительность: 15 февраля 2013 года жители города стали свидетелями исторического события -- падения метеорита "Челябинск", самого крупного космического тела после Тунгусского явления (1908). Работа над проектом продолжалась в течение последующих пяти лет, и его идеи неоднократно претерпевали изменения. Первое, с чем столкнулись жители после падения небесного тела и что задокументировала Анастасия, -- разрушения от взрывной волны. "Начиная работать над проектом, я отталкивалась от двух ярких образов -- дымный след от взрыва метеорита в небе над Челябинском и разбитые окна. Осколки стекла стали для меня ключевой метафорой" (А. Б). Эти источники впоследствии послужили референсами для сложных по форме художественных интерпретаций.

В период подготовительной работы А. Богомолова провела исследование, результатом которого стал сбор информации о падении за последние более чем 100 лет на территории Челябинской области еще восьми небесных камней, помимо метеорита 2013 года. Образовался большой комплекс документов: видеосвидетельства очевидцев событий, фотокопии архивных документов, газетные вырезки, научные публикации, диаграммы, схемы, таблицы, фотографии на Polaroid и пленку, билеты на автобусные рейсы до изучаемых территорий. Из всего этого многообразия документальных материалов Анастасия сделала инсталляцию, отражающую пути ее исследования и источники, на которые она будет опираться.

Художник побывала в точках падений космических тел, пытаясь обнаружить следы, хранимые, а точнее, скрываемые ландшафтом. Изначально ее интересовало, сохраняет ли пейзаж хоть какую-то память о подобных событиях. "Двигаясь через уральский пейзаж, я не обнаруживала ни указателей, ни мемориалов, а только предполагала, что найденный разрушенный дом, или воронка на лугу, или заросли камыша, или треснувшая гора - это и есть разыскиваемая мною территория. Так я создавала собственную мифологическую топографию, свои места памяти" (А. Б). В обнаруженных местах памяти художник посредством site-specific-инсталляций и перформативных действий создавала артистические реконструкции материальных следов, оставшихся от падения метеоритов, и фиксировала их.

В проекте "Под куполом" Анастасия Богомолова расширяет диапазон своих творческих практик. Она экспериментирует с различными материалами (стекло, металл), создавая необычные модификации существования фотографического изображения, и выходит в новые для себя формы работы, в буквальном смысле пластические -- фотоскульптуру и стеклянные объекты. Изломанные абстрактные объемы с вторящими им изображениями воплощают символический образ нарушенного космическим вторжением природного и городского ландшафта. Для создания стеклянных объектов художник придумала многоступенчатую технологию конструирования изображения осколков небесного купола, отражающих реальные пейзажи мест, которые она посетила в поисках свидетельств падения метеоритов.

Для усиления образной и эмоциональной составляющих проекта А. Богомолова вместе с созданными объектами (подвесной потолок с искореженными конструкциями и выпавшим светильником) инсталлирует реди-мейд -- оконные рамы с разбитыми стеклами и распахнутыми настежь форточками, --сопровождая предметный ряд звуками с реальных видеозаписей и модификацией инфразвука падения метеорита, сгенерированной International Monitoring System CTBTO. Все эти составляющие аккумулируют в себе память о событии и позволяют всякому человеку, попадающему в пространство проекта, ощутить волнение и страх, которые испытали очевидцы.

Светлана Шляпникова