![]() |
![]() ![]() |
![]() |
||||||||||
|
Варвара Кузьмина Аннотация Проекты Лидии Риккер "Интервалы" и Варвары Кузьминой "Штурм неба" объединены в единый показ неслучайно. Работы резонируют и дополняют друг друга смыслами, утверждая абсолютную ценность жизни. Художницы работают с темпоральностью человеческого бытия, добиваясь того, что зритель погружается в реальные истории, лежащие в основе видео, буквально через физическое ощущение времени. Лидия Риккер | ИНТЕРВАЛЫ Трехканальное видео об атмосфере в российской колонии строгого режима. Смена экранов, переходы состояний сна и бодрствования, работы и покоя, мерный ход заключенных внутри и между экранами под звуки механизмов, описывают строгую ритмичность их жизни. Жизнь под контролем машины правосудия тщательно выверена и отрегулирована. Однако интервалы, на которые она поделена, -- понятие не только математическое, но и музыкальное. Так в эту картину проникают чувственность и тайна, давая нам ложную надежду на выход. Варвара Кузьмина | ШТУРМ НЕБА Видео появилось на основе одного фотографического кадра. Это короткий момент, застрявший во времени, разворачивающийся в своей собственной, не соотносящейся с повседневностью, темпоральности. Так, событие, оставляющее неизгладимый след, способно создавать в восприятии свидетеля искаженное ощущение течения времени и восприятия пространства. Отдельный человек слаб перед историческими ударами. История развивается параллельно траекториям наших жизней, но когда-то может легко их перечеркнуть и переопределить. Крупные общественные потрясения в моменте сложно описывать, они остаются непередаваемы с точки зрения опыта. Все, что мы говорим и думаем скорее является только бледным отражением происходящего, а доступными нам остаются полнота чувств и возможность наблюдать за разворачивающейся катастрофой. В моменты больших исторических изменений, человеку также свойственно искать ответы в опыте предшественников и отголосках прошедших событий. Расширение границ и горизонтов для территории нашей страны было мотивом многих последних столетий: будь то присоединение новых земель, освоение космоса или развитие культуры и науки. Все это в каком-то смысле звенья одной цепи -- история империи, претендующей на одно из главных мест в мировом порядке. В таком процессе миллионы жизней остаются незаметными, но в коллективной памяти отпечатываются образы героев своего времени. В своей прозе Варлам Шаламов характеризует 20-е годы прошлого столетия, как лучшие годы жизни, пору наивысшего и массового творческого подъема. Он называл это время "штурмом неба" и одновременно "огромной проигранной битвой за действительное обновление жизни". Место, которое зритель видит на видео -- лес под деревней Новоселово, Киржачского района Владимирской области. Оно известно тем, что именно там потерпел крушение самолет Юрия Гагарина. Образ Гагарина используется как объединяющий для многих жителей постсоветских территорий. Когда-то Гагарин стал символом общих достижений большой страны, но сегодня уже не может рассматриваться так однозначно. Жизненные пути Шаламова и Гагарина не объединены фактически между собой, но соединяются как две грани истории империи, которая сформировала этих людей и оставила отпечаток на их судьбах. |