|
О т к р ы т и е с е з о н а 2 0 1 9 -- 2 0 2 0 Проектом Ольги Гражданкиной "В пространстве памяти" галерея "ОкNо" символично открывает 19-й выставочный сезон. Столь продолжительный срок работы самоорганизации в реалиях нашей страны -- редкое явление. В течение 19 лет галерея осуществляет поставленную перед собой миссию -- в консервативной художественной среде индустриального Челябинска представлять современное искусство (contemporary art) и поддерживать художников всех возрастов, работающих в различных видах и направлениях этого искусства. Ольга Гражданкина -- одна из них. Художница, получившая академическое образование, не только развивает печатную графику, экспериментируя с технологиями и техниками, но выходит в формы contemporary art. Тема памяти, с которой Ольга Гражданкина работает в новом проекте, -- одна из актуальных в практике современных художников, где авторы используют свои личные архивы. Ольга актуализирует средствами художественной формы воспоминания о доме своей бабушки и о времени проведенном в нем в детстве. По форме это инсталляция, включающая предметы и вещи, принадлежавшие семье бабушки и дедушки; фотографии и рукописные источники, которые легли в основу фототипий; абстрактные объекты и большеформатные графические листы с обобщенными визуальными образами. В инсталляции много предметных и визуальных метафор -- дверь, стул, качели, ковер, -- которые выведены из обыденного мира в поэтическое измерение; они не являются самостоятельными объектами, но создают среду припоминания или сновидения. Инсталляция делится на два смысловых пространства -- детские воспоминания, где беззаботный мир лета, купания в речке, лежания под солнышком, качания на качелях, словно хрупкие неприметные незабудки отражается в капельках росы ("Незабудки"); и уходящий мир старшего поколения семьи, который запечатлен в памяти фрагментарно. Одна из его частей -- "Угольки" -- пунктирная линия маленьких изображений бытовых предметов, пейзажей за окном, прогуливающегося кота -- образов, за которые тщетно цепляется память, неизбежно прерываясь множественными пробелами, и в конце завершающаяся обугленными остатками навсегда исчезнувших воспоминаний. Близкие по ощущению ассоциации утраченного мира возникают и от бело-серого ковра, напечатанного на баннерном полотне и расшитого художницей вручную красными нитями в нескольких местах -- редкими всполохами былой жизни сопротивляющейся забвению. На фототипиях фотографии и тексты, написанные бабушкой, перекрывают друг друга, растворяются в пространстве листа ("На фоне ковра"). Контекст художественного бытия в проекте "В пространстве памяти" так же, как сама жизнь, складывается, кажется, из незначительных повседневных вещей, простых сюжетов, способных запускать механизмы памяти, согревающей душу, дающей опору и силы жить. Светлана Шляпникова |