![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||
|
Актуальные художники и арт-практики 1980-1990-х гг. на Урале. Дайджест
Но вот рабочий день позади. На чем отдыхает глаз трудового человека, налюбовавшегося на красоту горящего металла и на изящную линию трактора? Что кроется за этим суровым, неприступным лицом? Что видят эти обращенные внутрь себя глаза? Недостаток пышных природных форм и красок издавна пытались компенсировать средствами искусства; недостаток впечатлений, эмоциональный голод утолялись различными ритуалами (церковными, бытовыми), всевозможными дурманами, путешествиями и т.п. Вполне естественна в наших северных краях тяга к экзотике, к заимствованию и симбиозу культур. Интерес этот особенно обостряется при культурно-ценностном кризисе, который мы сейчас переживаем. Нелишне также обратиться к истокам, к пройденному пути, чтобы вычислить наилучшую траекторию для дальнейшего свободного парения наших искусств и наук. И вот эпоха Л. Утесова и К. Чуковского возвестила о первых контактах двух великих культур. Или может повести счет от той искры, уловленной Петром Первым, и которая оказалась молнией -- Пушкиным, осветившим наш путь.
Евгений Демченко. Антимиры Вверху: Внизу: Андрей Замятин. Машинка времени Но не только сфера искусства привлекает наше внимание. Как известно, человека питают и стимулируют иллюзии. Иллюзии же, согласно последним исследованиям, бывают двух родов -- это химеры и кошмары. Классической диалектической парой являются рай и ад. Новейшая иллюзия в СССР -- возрождение духовной жизни. Однако, баланс нарушен явным перевесом кошмаров. Мы не можем с этим примириться, Равновесие должно быть восстановлено, нужны новые убедительные химеры высокого качества. То же касается и ритуалов. Их роль как-то не дооценивается, но это целая тема для другого разговора. В этой области нам есть чему поучиться у жителей Африканского континента. Правда, сейчас идет судорожное возрождение церкви, реабилитация культов (замолвим в скобках слово за язычников, павшим первыми жертвами в борьбе с инакомыслием). Но подлинная вера если и придет в душу, то не скоро.
Обратимся к молодежи. Заменим пионерские барабаны звучными тамтамы. Вместо галстуков -- бусы. Костры уже взяты на вооружение. Ритуальные копья и маски довершат картину. За детишками потянутся взрослые, а там смотришь уже не за горами 100%-ная африканизация и ликвидация художников как класса. Оригинальная геральдика, пальмы вместо новогодних елочек, яркие краски, новые формы преобразят наш край и, перефразируя слово поэта, можно будет сказать: Если жизнь взмахнет мне благосклонности флажком, Готлиб Краузе и Челябинский Африканский клуб |
|||||||||||||