Логотип Галерея "ОкNо"
*   выставки и проекты
*   публикации
*   о галерее
*   ссылки
 

 
  

  © 2001-2022
  галерея "ОкNо"
  Челябинск, Россия

 
ВЫСТАВКИ И ПРОЕКТЫ

Актуальные художники и арт-практики 1980-1990-х гг. на Урале. Дайджест
АФРИКАНСКИЙ КЛУБ:
Борис Чернышев
Андрей Замятин
Евгений Демченко
(Челябинск)
25 ноября - 11 декабря 2009

Валерий Демченко, Андрей Замятин, Борис Чернышев. Май 1988

АФРИКАНСКАЯ ЭКСПАНСИЯ НА ЮЖНОМ УРАЛЕ

Характер людей всегда гармонирует со средой, их окружающей. Так и на Урале, подстать природе народ суров и сдержан в проявлении своих чувств, а также обладает такими качествами, как твердая воля и верность, что, наверное, повлияло на определение поэтом Урала, как "опорного края державы".

Но вот рабочий день позади. На чем отдыхает глаз трудового человека, налюбовавшегося на красоту горящего металла и на изящную линию трактора? Что кроется за этим суровым, неприступным лицом? Что видят эти обращенные внутрь себя глаза?

Недостаток пышных природных форм и красок издавна пытались компенсировать средствами искусства; недостаток впечатлений, эмоциональный голод утолялись различными ритуалами (церковными, бытовыми), всевозможными дурманами, путешествиями и т.п. Вполне естественна в наших северных краях тяга к экзотике, к заимствованию и симбиозу культур. Интерес этот особенно обостряется при культурно-ценностном кризисе, который мы сейчас переживаем. Нелишне также обратиться к истокам, к пройденному пути, чтобы вычислить наилучшую траекторию для дальнейшего свободного парения наших искусств и наук.

Борис Чернышев. Африканский алфавитИтак, прародиной человечества является Африка. Там лежат кости наших предков, оставивших нам богатейшее культурное наследие: Египет, Эфиопия, Магриб, Тропическая и Южная Африка -- это занимательнейшие главы во всемирной истории искусств, и, к сожалению, нами еще малоизученные. Если представить себе культурную карту мира, то два самых крупных материка на ней -- это африканские цивилизации и русская культура. Вклад африканцев в общемировую цивилизацию очень велик. Это и экономическое становление Нового Света, оказавшего потом в свою очередь помощь Европе, истощенной мировыми войнами. Это и мощное влияние на формирование современной музыкальной культуры и изобразительного искусства.

И вот эпоха Л. Утесова и К. Чуковского возвестила о первых контактах двух великих культур. Или может повести счет от той искры, уловленной Петром Первым, и которая оказалась молнией -- Пушкиным, осветившим наш путь.

Евгений Демченко. Антимиры

Евгений Демченко. Антимиры

Вверху:
Е. Демченко, А. Замятин, Б. Чернышев. Май 1988
Борис Чернышев. Африканский алфавит

Внизу: Андрей Замятин. Машинка времени
 

Но не только сфера искусства привлекает наше внимание. Как известно, человека питают и стимулируют иллюзии. Иллюзии же, согласно последним исследованиям, бывают двух родов -- это химеры и кошмары. Классической диалектической парой являются рай и ад. Новейшая иллюзия в СССР -- возрождение духовной жизни. Однако, баланс нарушен явным перевесом кошмаров. Мы не можем с этим примириться, Равновесие должно быть восстановлено, нужны новые убедительные химеры высокого качества. То же касается и ритуалов. Их роль как-то не дооценивается, но это целая тема для другого разговора. В этой области нам есть чему поучиться у жителей Африканского континента. Правда, сейчас идет судорожное возрождение церкви, реабилитация культов (замолвим в скобках слово за язычников, павшим первыми жертвами в борьбе с инакомыслием). Но подлинная вера если и придет в душу, то не скоро.

Андрей Замятин. Машинка времени Неуклюжие, пошлые, безвкусные государственные обрядово-ритуальные формы, бесчеловечные казарменные каноны в искусстве, создают вакуум, или такое разреженное пространство, что над вратами художественной школы для назидания можно повесить изречение: "Оставь надежду всяк сюда входящий!" Вакуум же быстро заполняется сомнительного качества субкультурами. Решительная мобилизация сил для перелома этой тревожной тенденции -- вот задача всякого мыслящего художника. Нонконформизм -- веление времени. Вносит свою лепту в это дело и Челябинский Африканский клуб -- предвестник будущего широкого африканского движения на Южном Урале.

Обратимся к молодежи. Заменим пионерские барабаны звучными тамтамы. Вместо галстуков -- бусы. Костры уже взяты на вооружение. Ритуальные копья и маски довершат картину. За детишками потянутся взрослые, а там смотришь уже не за горами 100%-ная африканизация и ликвидация художников как класса. Оригинальная геральдика, пальмы вместо новогодних елочек, яркие краски, новые формы преобразят наш край и, перефразируя слово поэта, можно будет сказать:

   Если жизнь взмахнет мне благосклонности флажком,
   То я готов бежать за нею петушком.

Готлиб Краузе и Челябинский Африканский клуб