|
Творческое объединение О выставке и художниках Влад Булатов, Наталья Грехова, Ольга Иноземцева, Алексей Корзухин вместе работают с 1999 года, создавая кинетические скульптуры, объекты, инсталляции, фотографии, настенные росписи, видео и акции, обращенные как к спонтанным телесным переживаниям и мифологическим повествованиям, так и к образам оптических и языковых иллюзий, уповающих на технические достижения утопий. Для екатеринбургской художественной сцены работы этого творческого объединения уникальны и по затрагиваемой проблематике, и по используемому инструментарию. Произведения группы не столько соотносятся с критикой институций, власти научных и техногенных теорий и фантазий, сколько с личным повседневным опытом участников группы. Искусство понимается не как концептуализирующее тот или иной аспект мироустройства, аналитическое усилие, сколько как поэтический в своей основе жест, как область загадочного, чудесного и фантазийного, игрового действий, отчего каждая новая работа не похожа на предыдущую. Вся задействованная машинерия, все разнообразие проводов, резисторов, усилителей, динамиков, дверных глазков, магнитных датчиков и т. п. проистекает от характера современного мира вещей и явлений и придает произведениям группы ауру рукотворного хитроумно и весело устроенного механического кукольного театрика. В таком театрике все говорит о технологически опосредованном восприятии реальности и воздействии на нее как о результате работы ума и воображения, как об увлекательной веселой игре. Мир предстает в том образе, в тех одеждах, в которые его наряжает воображение. Выставка в галерее "Окно" объединила несколько работ последних лет: инсталляцию "Оцифровка воды" (2004), объекты "Антивиртуальный шлем" (2004) и "Мичурин" (2006), видеоинсталляцию "Дорога" (2003) и видеодокументацию акций. В структуре каждой из этих работ в том или ином аспекте выявляются вопросы того, как переживается пространство, рождаются представления о мире, формируется самотождественность предметов и понятий. При нажатии кнопки объект "Мичурин" приводится в движение, и изображения режиссера и актера Константина Сергеевича Станиславского и хирурга Николая Васильевича Склифосовского оптически "скрещиваются". Границы между явлениями легко стираются механически, как в этой изящной игрушке стираются образы. Фигура Мичурина в современном русском искусстве устойчиво соотнесена с пародийными образами фантазийной советской науки. Почему зритель увидит Мичурина (а кто знает, как он выглядел?), неясно и неважно. В объекте реализована метафора горя от избытка ума: рациональный, опирающийся на механику и оптику эксперимент ничем не обоснован, тогда как нажимать кнопки и играть в опыты занимательно. "Антивиртуальные шлемы" -- ряд объектов, которые необходимо надеть на голову. Основным элементом шлемов является система линз и зеркал, напоминающая устройство перископа. Когда смотришь в таком шлеме на окружающий мир, видишь его фрагментарно, искаженно, в странных ракурсах: между смотрящим и пространством вокруг возникают "помехи". Через технические конструкции человек должен стать чувствительнее к реальности, учиться лучше осознавать свои зрительные и пространственные ощущения. Инсталляции "Оцифровка воды" представляет собой пирамиду из сосудов: вода движется из чашки на вершине пирамиды в сосуды нижнего уровня, система магнитных переключателей регистрирует ход воды, и эти данные трансформируются в поток битов. Полученные цифровые данные могут быть представлены на компьютерном мониторе, напечатаны, а также становятся материалом для дигитально генерируемой музыки. В результате один из основных базисных элементов -- Вода -- становится частью текстопроизводящей машины (как ее душа или источник существования) и получает дополнительное тело, с одной стороны, посредством специальной технической конструкции-пирамиды, с другой -- через возможность создавать культурный текст о себе. Это искусственное тело Воды является и вещественным (как механизм, внутри которого вода движется), и дигитальным, сохраняя также изначально природный характер своей материальной структуры. Это значит, что Вода обретает свой собственный голос среди различных вещей; в то же самое время этот голос гарантирован человеческими желанием и изобретательностью. Вода (как любой другой естественный элемент или искусственный объект), чтобы обрести голос, нуждается в обогащении своего изначального тела. Процесс обогащения в данном случае значит процесс преодоления естественного изначального состояния тела как вещи в себе. Марина Соколовская Избранные выставки и фестивали: 2007 -- выставка "Очевидцы невозможного", Московский центр искусств
-- в рамках параллельной программы 2-ой Московской биеннале современного искусства; выставка
"Мастерские Арт-Москвы" в рамках фестиваля "Черный квадрат", ЦДХ, Москва; |