У Р А Л

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ
И ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

N 3, март, 2002 г.

Портрет

Валерия Словиковская
РЕФАТ НЕПОПРАВИМО ФЛИРТУЕТ

(Полная версия)

-- Вы говорите -- перформансы и акции, а живопись отомрет? -- Неправда: живопись -- форма флирта. - С каких это пор? -- От Матисса. В ней та же двусмысленность, что в повадке влюбленных, тот же кураж, тот же неопределенный, но сладкий посул.

-- С нижнетагильскою школою флирта знакомы? Неужто? А знаете, как флиртует маэстро Мамутов? Я расскажу. У него сейчас выставка (5 декабря - 5 января, 22 картины и 11 объектов) в галерее "OkNo" (Челябинск, пр. Победы, 160), а у публики -- все шансы влюбиться.

В краткий список его увлечений входят юг -- точно такой, как в реальности (теплые волны, густые сады, лодки в море, цветы на деревьях, гребешки и барашки), краска -- та, что давят из цинковых туб (и цветные потеки, и густые мазки, и изобилье шершавостей, и ровно залитый рубчик холста, и совершенный красочный штиль), и восточный орнамент -- каким затканы ковры и расписаны чаши (волны размеренно -- катятся, лодки мерно -- качаются, кроны деревьев -- склоняются, вьются и тянутся голубые дорожки).

В краткий список соблазнов -- уступки любой из страстей -- иллюзорность (крайняя степень "похожести"), отвлеченное размноженье текстур и... народное ковроткачество. От похожести Рефат ускользает в отвлеченное богатство поверхности, от абстракции уводит крепкая память узоров о бедрах бутылей, о ворсе ковров. Так и возникает фирменный сонм наваждений.

В уловках жуиров от масляной краски - намеки на легкость побед и податливость кисти. (С каких это пор? -- От Матисса!) Вы очарованы блеском палитры, и вам же млеть от доступности линий - любой неумелой руке. В уловках жуиров -- умение смешивать краски: чураться минора, в мажор подмешивать пряное, горькое. Так Рефат все эти соусы знает! Живописует уверенно и непоправимо. Рыжее с золотом -- в черном. Синее с изумрудной искрой и палевым краем. Голубое свечение в бежевом шелке.

Чем еще он опасен? Лукавит! Он отводит глаза от картин и сотворяет объекты. Не верьте! Чтобы не вытворял, Рефат лелеет картину в раме и холст на подрамнике. Холст, залитый лазурною краской, пеленает полупрозрачной бумагой, оплетает шелковистым шнуром, венчает с гипсовым слепком колонны (ибо непреходящей красе такое соседство пристало). Холст -- предмет колдовства, эротический сон. Кто сможет отвести глаза, кто скажет, что от акций и перформансов живопись отомрет?

/Подписи к картинкам:
Связанное небо, 2001, холст, акрил, канат. 60x50x8
Пейзаж-орнамент, 1996, х.м. 60x80
Серая полосатая форма, 1996, х.м. 100x120
Море, 1999, х.м. 70x90

О п у б л и к о в а н н а я   в е р с и я