Логотип Галерея "ОкNо"
*   выставки и проекты
*   публикации
*   о галерее
*   ссылки
 

 
  

  © 2001-2022
  галерея "ОкNо"
  Челябинск, Россия

 
ВЫСТАВКИ И ПРОЕКТЫ

Вова Вишняков, Николай Брежинский
(Челябинск)
КЛЯКСИКА
Интерактивная медиа-инсталляция "Музей оживших фотографий", объекты и мультфильм "Фрикозоиды", рисунки
9-22 февраля 2011

"Непонятно и одновременно по какой-то логике,
которую ты не можешь объяснить, понятно..."

Писать о В. Вишнякове и Н. Брежинском -- все равно, что совершать сальто-мортале в сознании здравомыслящего человека. Если спросить их, а собственно, чем вы занимаетесь, Вова скажет, что он свободный художник, потом поправится -- "а не свободных художников не бывает", Николай будет все отрицать и выйдет из комнаты, в которой вы задали столь неуместный вопрос. Но разобраться непременно нужно, потому что спрашивать будут и с пристрастием, и публика и журналисты. И в этот момент мне вспоминаются, казалось бы, спасительные слова Вовы о его первом впечатлении от спектакля Геннадия Абрамова*: "Непонятно и одновременно по какой-то логике, которую ты не можешь объяснить, понятно". Вот в этой системе координат и нужно существовать, а фразу эту вынесу-ка я в название текста, она задает нужный тон.

Вову и Николая объединяет одно качество, определяющее их существование в жизни и в искусстве, -- импровизация. Этот метод работы мы наблюдаем и в рисунках Н. Брежинского, и в создании объектов и мультфильма "Фрикозоиды", и интерактивной медиа-инсталляции "Музей оживших фотографий" В. Вишнякова. И здесь я вынуждена сделать отступление от сути вопроса и вынести из скобок, то, что секунду назад там находилось. А именно: в глоссарии Вишнякова (он главный заводила в этом выставочном проекте) рисунки называются криворисованием, объекты и мультфильм -- арт-парадом, интерактивная медиа-инсталляция -- антикварный медиа-проект. И это принципиально важно для понимания той сути, от которой я отступила. И это принципиально важно для понимания стратегий этих художников. В работах Вишнякова и Брежинского все развивается и называется по только им присущей логике. Придумывание идет не от рациума, а от попадания или сознательного поставления (такого слова не существует, но оно возникло, и другого не нахожу) себя в определенную ситуацию.

Так возникал "Музей оживших фотографий". Сначала были старинные фотографии, на которых для кого-то были близкие люди, для кого-то -- незнакомые, и для всех -- запечатленные давно прошедшие времена, а для Вовы -- материал, который увлекал и требовал пропустить через себя. Обрабатывая фотографии, он вглядывался в глаза персонажа, пытаясь понять, что в момент фотографирования тот делает, чувствует, предположить последовавшие после щелчка затвора движения, из этого процесса всматривания и погружения получалась его история. "Это не только в фотографии, из любого рисунка можно вытянуть историю персонажа" (В. Вишняков).

Фрикозоиды -- "плод фантазии, опечаленной творческим кризисом", который был вызнан у Вовы Вишнякова работой над рекламными роликами прошлой осенью (надо же на хлеб зарабатывать). Склеены эти сюрреалистические существа из найденных на улице интересных деталек, штучек, игрушек из киндерсюрприза, шестеренок (для В. Вишнякова все представляет художественную ценность). Со временем персонажи, поселившиеся на столе художника, стали взаимодействовать между собой и с гостями, приходившими к Вишнякову, потребовали анимировать их. Вот так просто и естественно возник мультфильм с одноименным названием.

И Вова и Николай рассматривают собственное творческое пространство как андеграундное, оказывая сопротивление навязчивым арт-стандартам. "Человеку необходим горизонт, -- говорит Николай, -- город лишает нас его, и чтобы не выглядеть сумасшедшими, мы занимаемся творчеством". Поэтому рисование для него -- это часть жизни, наблюдение за тем, что происходит вокруг и внутри себя, лишенного горизонта, и одновременно лаборатория, где можно экспериментировать, никому не давая отчета.

Две яркие индивидуальности органично сосуществуют в едином пространстве выставки, создавая необычную для нас и естественную для самих себя атмосферу.

Светлана Шляпникова

* Геннадий Абрамов -- режиссер, балетмейстер, учитель Вишнякова, заложивший школу творческого существования. В рамках театра "Школа драматического искусства" в 1990 открыл собственный курс "пластической импровизации" -- "Класс экспрессивной пластики". Автор книги "Импровизация -- как искусство композиционного мышления".