Логотип Галерея "ОкNо"
*   выставки и проекты
*   публикации
*   о галерее
*   ссылки
 

 
  

  © 2001-2017
  галерея "ОкNо"
  Челябинск, Россия

 
ВЫСТАВКИ И ПРОЕКТЫ

Сергей Потеряев
(Екатеринбург)
Старая Утка
Фотография, видео
13 февраля - 4 марта 2017

"Старая Утка" Сергея Потеряева

Большая часть трехсотлетней истории этой деревни (ныне поселка городского типа) была связана со становлением и развитием демидовского железоделательного завода. Возведенный в 1729 году, он толкал вперед локомотив здешней жизни, застоявшейся на месте после затухания производства в 1990-е годы. Теперь, когда былая сила градообразующего предприятия иссякла, работу людям тут дают вырастающие на опустевших территориях лесопилки. Как и в других подобных населенных пунктах, пейзаж Старой Утки упирается ногами в трех китов провинциального уральского ландшафта -- плотину, запруду, завод.

Узнаваемый, даже типичный сюжет. Но простота его иллюзорна, так же как и обманчива бесхитростность ключевого художественного метода, используемого Сергеем Потеряевым в его проекте. (Выбор места, конечно же, неслучаен: история родни самого автора переплетена с поселком -- современным Староуткинском, где он проводил каждое лето своего детства). Задействуя прием монтажа, художник соединяет собственные фотографии и найденные в семейных архивах кадры, но прямое сопоставление ушедшего и настоящего со взглядом в будущее поселка (оно предсказуемо) -- это далеко не единственный мотив его работы. "Старая Утка" исходит не только из намерения подчеркнуть произошедшие перемены, но и восстановить личный опыт связи с родственной территорией.

У создаваемого художником изображения - два видимых слоя, но эта простая конструкция открыта множеству интерпретаций. Первая из них указывает на материальность, на вещественность фотографии как отпечатка. Вторая -- на неразрывную связь снимка с категорией времени. "Старая Утка" Сергея Потеряева находится в поле игры с истинным содержанием фотографии как таковой: из элементов некогда существовавшего и еще существующего возникает картинка, которой и вовсе никогда не было и не будет. Это не изображение прошлого, не вид настоящего, но уже и не предсказание будущего.

В этом смысле монтаж в "Старой Утке" -- это также обращение к природе документального. Мы видим не только сумму образов, формирующих реальность небольшой деревни, но и совокупность точек зрения на нее. Но прежде всего манипуляция с фотографией, к которой обращается Сергей Потеряев, -- это способ сформировать пространное высказывание о механизмах памяти. О способности воспоминаний (свойственной, кстати, и коллажу) определять время контурно. Выделять одни фрагменты и вычеркивать другие. Оставлять руины и возводить новые фундаменты.

Анастасия Богомолова