Логотип Галерея "ОкNо"
*   выставки и проекты
*   публикации
*   о галерее
*   ссылки
 

 
  

  © 2001-2017
  галерея "ОкNо"
  Челябинск, Россия

 
ВЫСТАВКИ И ПРОЕКТЫ

О т к р ы т и е   с е з о н а   2 0 1 6 -- 2 0 1 7
Ольга Гражданкина, Павел Пахаруков
СМЫСЛЫЗАМЫСЛЫ: контаминация
Графика, керамика, инсталляция
6-27 октября 2016

О выставке

Ольга Гражданкина. Домик. 2015. Монотипия

Контаминация -- это смешение, соприкосновение, буквально -- возникновение новой смысловой единицы из отдельных, но родственных элементов. Соприкосновение краски и чистого листа, оттиска и штриха, глины и вращения -- это всякий раз попытка из двух существующих фактов создать третий, который содержит в себе смыслы предшествующих...

Ольга Гражданкина. Ожидание. 2016. МонотипияТак из оттиска, сделанного с литографского камня, Ольга Гражданкина замысливает и осуществляет композицию, где из градаций серого проступает силуэт девушки, ожидающей кого-то или чего-то неопределенно долго ("Ожидание"). Это техника монотипии, для нее не принято использовать литографский камень, но художник интуитивно смешивает близкие способы печати и получает еще не законченную работу, но идею. Соединение черной офсетной краски с бензином дает оттиск, несколько оттисков складываются в коллаж, к высохшим пятнам краски прикасается черный карандаш -- и только теперь мы видим окончательное решение листа. Ни в какой момент работы художник не видит результата, который возникает с последним штрихом, путь от замысла к рождению смысла он проходит интуитивно.

Павел Пахаруков. Портрет. 2016. Глина, соли, глазурьНе менее сложно возникает скульптура Павла Пахарукова. Кусок глины, положенный на гончарный круг, -- будущий элемент "Портрета" -- претерпевает вращение, прикосновение рук скульптора, соединение с другими фрагментами, обжиг и декорирование -- и вот перед нами голова женщины, ничем не напоминающая первородную глину.

Все работы выставки "СмыслыЗамыслы: контаминация" -- результат непрерывного поиска конечного результата. Сама экспозиция -- история возникновения смысла из соединения работ скульптора и графика, их взаимодействия в одном пространстве. Едва "озвученная" штрихом скользящая графика Ольги Гражданкиной вступает в диалог с метафорической декоративной керамикой Павла Пахарукова, женщина с графического листа и женщина из глины описывают одно и то же человеческое существо, быть может, в разном состоянии, но определенно в одном мире. Предел поиска -- совместная инсталляция двух художников, в которой этот поиск не остановлен, но делегирован зрителю: здесь и сейчас ему предстоит домыслить идею, завершить композицию, дав ей название, обнаружив собственный смысл.

Павел Пахаруков. Фигура. 2016. Глина, соли, глазурьИнсталляция из бамбуковых прутьев, шерстяной нити, фрагментов других материалов -- самая неожиданная и бесстрашная работа двух художников. Выпускники Красноярского художественного института, они обучались иным техникам и сами теперь учат: оба преподают в Южно-Уральском институте искусств им. П. И. Чайковского на факультете изобразительного искусства. Масштабная инсталляция -- совместный эксперимент, поиск нового языка для Гражданкиной и Пахарукова, языка общего и непротиворечивого, передающего движение от замысла к смыслу.

Соединение, контаминация зрительского опыта и художественного высказывания всегда порождает новые смыслы, новые впечатления. Соединение мужского и женского взгляда, плоскостного и объемного изображения, монохромного и цветного, случайного и предсказуемого -- все становится поводом к интерпретации. Отражение или тень предмета -- уже не сам предмет, но его продолжение за пределы собственного существования при помощи посредника. Для художника и его работ такой посредник -- зритель.

Наталия Санникова