Логотип Галерея "ОкNо"
*   выставки и проекты
*   публикации
*   о галерее
*   ссылки
 

 
  

  © 2001-2022
  галерея "ОкNо"
  Челябинск, Россия

 
ВЫСТАВКИ И ПРОЕКТЫ

Ольга Гражданкина
ЭТО НЕ Я
Инсталляция, графика, видео-арт, зин
14 апреля - 21 мая 2022

О выставке

Искусство всегда существует в контексте и проявляет время. Проект Ольги Гражданкиной "Это не Я" попал в контекст событий, которые перевернули жизни миллионов людей, наши жизни. Я постараюсь сохранить баланс между интерпретацией смыслов, которые теперь проект несет для меня, и тем, что вкладывала в свой проект Ольга Гражданкина, год назад начав работу над ним.

Как и когда возникают ростки внутренней свободы? Что происходит с человеком, осознавшим себя свободным? Хотим ли мы быть свободными, а значит, отвечать за свои решения? Что дает нам внутренняя свобода и к чему приводит несвобода? Почему люди соглашаются с несвободой? Проект Оли ставит эти вопросы передо мной, и об этом сегодня мне хочется поговорить с вами.

"Свобода" и "свободная личность" -- эти понятия для меня всегда сопряжены с ответственностью. Я часто слышу от окружающих: от меня ничего не зависит, мои действия, пусть и полезные для развития гражданского общества, улучшения экологии или смягчения нравов, никак не повлияют на изменение ситуации. Подобные высказывания -- оправдание бездействия. Вслед за этим "все бесполезно" не только развивается апатия, но и происходят куда более страшные вещи -- обесценивание собственной жизни и жизни в целом. Проект Ольги Гражданкиной "Это не Я" о пробуждении чувства собственного достоинства и потребности в свободе самоопределения, об утверждении ценности жизни каждого человека.

В нашем обществе до сих пор преобладают патриархальные представления о гендерных ролях мужчины и женщины. Право человека на собственный выбор и свободное волеизъявление, утверждаемое Конституцией РФ, во многом остается лишь напечатанным на бумаге текстом. Проект Ольги Гражданкиной "Это не Я" -- история о женщинах, которые задаются вопросом, кто они: "я настоящая" или "правильная я, угодная обществу", и делают свой выбор. По законам бытия искусства тема, возникшая из частной проблемы, в интерпретации художницы обретает общечеловеческий, общезначимый смысл и не ограничивается рамками видимого сюжета.

Несвобода, которой противостоит лирическая героиня проекта, в художественной реальности представлена аллегорией в виде ленты, соперничащей по частоте присутствия в графическом пространстве с человеком, а в видео "Освобождение" она становится главным действующим лицом. Эту часть проекта художница сопровождает текстом, который прямо говорит о расстановке сил: "Белая лента -- символ того самого общественного мнения, которое решает, кто есть кто, определяет роли и диктует правила. Она -- живой организм, находится всегда рядом, может быть мягкой и даже красивой, но стоит начать двигаться и лента превращается в путы, затягивает тело, душит, и, чем больше движения, сопротивления, тем сложнее освободиться".

Звучащее слово становится неотъемлемой составляющей инсталляции "Одежда, которую больно носить". Живая речь героини усиливает впечатление от висящих в пространстве одежд, сшитых из сетки-рабицы: "Это не мои мысли, это не мои слова, это не мой выбор, это не я. Зачем мне эта одежда, ее больно носить" -- звучит как манифест пробуждающейся к свободе личности.

Быть свободной -- непростая задача: надо преодолеть не только сопротивление белой ленты и отказаться от одежд-вериг общественного мнения, необходимо взять отвественность за собственную жизнь, собственные мысли и поступки, стать личностью, обрести свой голос.

Светлана Шляпникова