Логотип Галерея "ОкNо"
*   выставки и проекты
*   публикации
*   о галерее
*   ссылки
 

 
  

  © 2001-2017
  галерея "ОкNо"
  Челябинск, Россия

 
ВЫСТАВКИ И ПРОЕКТЫ

Анастасия Богомолова
БАКАЛ
Фотография, объекты, видеоперформанс
21 апреля - 12 мая 2016

Анастасия Богомолова работает в одной из практик современного искусства -- с темой памяти. Проект "Бакал" визуализирует реальность, знания о которой вытеснены на периферию истории Челябинска -- существование с 1941 по 1946 годы на территории нынешнего Металлургического района исправительно-трудового лагеря Бакалстроя-Челябметаллургстроя (Бакаллага, входившего в систему ГУЛАГ), ставшего местом заключения советских граждан по одной лишь причине -- они имели немецкое, румынское, финское происхождение.

Художник, опираясь на документальные и материальные источники, репрезентует прошлое через свое персональное переживание, выходя на универсальный уровень восприятия -- в поэтическое измерение, по сути, работая с феноменами молчания, пауз и внутренних смыслов, запечатлевая едва уловимые следы судеб людей, растворенных в пространстве памяти.

Несмотря на очевидную или кажущуюся абстрактность составляющих проекта, все произведения строятся на прямых аналогиях и имеют связь с реальным местом, а порой и с температурными режимами уральской погоды. В перформансе "Четверть нормы", который задумывался как своеобразный ритуал выполнения трудовой нормы, местом действия стал каменный арьер -- один из наиболее тяжелых участков работы в лагере. По своему замыслу художница должна была обходить карьер по окружности, создавая своеобразную воронку. В течение двух часов при температуре -20°C Анастасия Богомолова преодолевала сопротивление снежного наста. Промочив и порвав обувь, она замерзла и упала от бессилия -- смогла пройти лишь четверть дистанции (реальный трудармеец за не выполненную норму получил бы урезанную пайку, со всеми вытекающими для его здоровья и жизни последствиями). По случайному совпадению пройденных "кругов памяти" оказалось восемь, но по аналогии с кругами ада Данте трудармейцы Бакаллага прошли, конечно, все девять. Впечатляющим завершением перформанса стало невольное пересечение образованных художником "кругов памяти" идущими рыбаками. Реальность, внесшая поправки в замысел художника, усилила символичность задуманного.

Другой проект, связанный с карьером -- site-specific инсталляция, -- рассказывает о том, что место, стоившее истощенным, плохо одетым заключенным стольких страданий и часто гибели, в какой-то момент стало местом отдыха и развлечений жителей района. Анастасия Богомолова обклеила камни на берегу карьера архивными снимками Бакаллалга и послевоенных лет, серо-белый колорит снимков органично вписался в ландшафт и лишь внимательный взгляд различит искусственность фактуры. Такова природа забвения -- не видеть очевидного, находящегося в поле зрения.

В видеодокументации перформанса "Сон", также состоявшегося при двадцатиградусном морозе, кажется, ничего не происходит, лишь изредка глаз отмечает движение травинок и не сразу распознает, что в проваленном грунте лежит человек. Отсутствие какого-либо движения на протяжении 20 минут ожидания, что сейчас что-то произойдет, создает ощущение тревожности и становится метафорой поглощенности местом памяти о событиях и людях, столь трагически завершивших свою жизнь. В аннотации к перформансу А. Богомолова пишет: "После бессонной ночи -- двадцать минут тихого сна в открытой могиле неизвестного трудармейца. Внизу было тепло. Земля точно успокаивала. В затылок прорастал корень дерева. Над лицом склонялась трава с края ямы".

С местом массовых захоронений Бакаллага, до сих пор не получившем статус мемориала, связан объект "Слой". Он имеет форму, снятую с реального куска шлака, и включает в себя глину и землю со шлакоотвалов, фотографии заключенных, подлинную проволоку с лагерного забора.

В проекте "Бакал" Анастасия Богомолова работает в зазоре между реальностью и художественной интерпретацией, сама тема проекта подсказывает художнику выразительные средства. Так, зная о рационе заключенных, в том числе о баланде из крапивы, в серии фотографий с территории лагеря художник использует ее как "биологический фильтр", создавая необычные, почти трехмерные изображения. Психофизическая погруженность в тему позволяет Анастасии в, казалось бы, просто снятых пейзажах бывшего лесоповала или оставшихся лагерных построек сохранить присутствие людей, ощущение отстраненного взгляда; небольшой размер поляроида усиливает этот взгляд издалека времени, создает впечатление ускользающей реальности.

Пронзительный по теме и художественному воплощению проект Анастасии Богомоловой "Бакал" стал местом преодоления забвения, необходимого, прежде всего, ныне живущим.

Светлана Шляпникова