Логотип Галерея "ОкNо"
*   выставки и проекты
*   публикации
*   о галерее
*   ссылки
 

 
  

  © 2001-2022
  галерея "ОкNо"
  Челябинск, Россия

 
ВЫСТАВКИ И ПРОЕКТЫ

Арт-группа "Злые"
(Екатеринбург)
ЧАСТИ ЦЕЛОГО
Инсталляция, видео, стрит-арт
15-31 мая 2017
П р и   п о д д е р ж к е   C h i l l i n ' z   b r e w e r y

О выставке

Идут разговоры о дематериализации искусства и вместе с тем о минимальном искусстве, о концептуальном искусстве, об эфемерном искусстве, об антиискусстве, о целой эстетике прозрачности, исчезновения, дезинкарнации, но в действительности эта эстетика повсюду обретает свое материальное воплощение в операционной форме.
           Жан Бодрийяр "Прозрачность зла", 1990

В 1990 году в Париже вышел труд Жана Бодрийяра "Прозрачность зла" ("La transparence du mal"). Он стал продолжением эссе "Америка" ("Amerique", 1986), написанном после поездки в эту страну, где ранее других начали реализовываться идеи современного общества. В этой работе автор трактует современность как "искусственную среду обитания", в которой человек не страдает от войн, болезней или голода и даже не переживает тяжелых душевных конфликтов. Впоследствии, развивая идеи "отсутствия зла" в современном ему мире, Бодрийяр приходит к тому, что такое общество на самом деле очень неустойчиво и уязвимо, а "сбалансированные социальные системы обратной стороной имеют дефицит сострадания". В "Прозрачности зла" наряду с критикой безыдейности и самообмана общества звучит мысль, касающаяся искусства: "Нет больше [...] художественного авангарда, который был бы способен предвосхищать и критиковать во имя желания, во имя перемен, во имя освобождения форм. Искусство растворилось [...] в общей эстетизации повседневной жизни". А "...благодаря средствам массовой информации, теории информации, видео -- все стали потенциальными творцами". На сегодняшний день становится очевидным, что прогнозы философа во многом сбылись, при этом ключевая мысль об "отсутствии зла" -- иллюзия, абсолютно не применимая к сегодняшнему дню. В выставочном проекте "Части целого" идеи Бодрийяра также нашли свою интерпретацию.

Одной из важных тенденцией современного арт-пространства становится стирание границ локации искусства. Очевидны два параллельно идущих процесса: развитие паблик-арта, благодаря которому объекты актуальных художников становятся ближе (причем буквально!) к зрителю, и музеефикация стрит-арта. Появляются крупные исследования по теории и истории вопроса, а уличные художники уверенно осваивают галерейное пространство.

Арт-группа "Злые" была основана как группа уличных художников, связанных общими идеями. Они вдохновляются самой жизнью, критикуя происходящие сегодня, здесь и сейчас события. Декларируя честность своего художественного высказывания, чаще всего "Злые" обращаются к очевидным проблемам общества, тем, которые в силу непонятных причин не решаются. Проблемное поле современного мира огромно -- от политики ("Иллюзия выбора", "Инструмент капитализма") и военных действий ("Бах", "Защитники отечества") до мировоззренческих проблем маленького человека ("Смотрю в книгу", "Решаем", "В плену у света") и ироничных высказываний об обществе потребления ("Все любят котиков", "Persona consumer").

В проекте "Части целого" представлены объекты, объединенные главной темой -- важностью сохранения своей идентичности и самостоятельности. В "OкNo" представлен объект "Свобода в неволе", говорящий о взаимодействии двух пространств, тесно связанных сегодня между собой, -- улицы и галереи ("Злые" уже исследовали эту тему в концепции "АВТОР -- ТОВАР"). Презентуемая работа стала результатом художественного эксперимента, в основе которого лежит идея "разрушения как созидания", ставшая художественным методом и ранее уже встречавшаяся в ряде работ: "Сталин", "Железный занавес", "Нет никаких железных правил", "Где мой милый мир?" и видео "Враг", которое также можно будет увидеть в экспозиции. На данном этапе исследование и разработка этой идеи продолжаются.

Главной идеей объекта "Не читал, но осуждаю" стал призыв выработать критическое отношение к информации, которую мы воспринимаем, и бездумно не соглашаться с чужим мнением. Объект, представленный на выставке, -- это своеобразная инклюзия, еще один эксперимент, связанный с изучением универсальности языка уличного искусства, и являющийся первым в цикле уличных объектов, созданных для слепых.

Через агрессивные и провокационные по форме произведения, образы которых зачастую связаны с болевыми точками общества в целом и каждого человека в отдельности, в творчестве арт-группы "Злые" подчеркивается дихотомический союз добра и зла -- двух частей единого целого, взаимодополняемых и несуществующих друг без друга.

Анна Леготина