Логотип Галерея "ОкNо"
*   выставки и проекты
*   публикации
*   о галерее
*   ссылки
 

 
  

  © 2001-2022
  галерея "ОкNо"
  Челябинск, Россия

 
ВЫСТАВКИ И ПРОЕКТЫ

Алена Заболотина
(Челябинск)
БЛИЖЕ, ЧЕМ ВЗГЛЯД
Фотография
29 октября - 10 ноября 2012

Алена Заболотина

Алена Заболотина (1992, Кокчетав, Казахстан)
Студентка исторического факультета Челябинского государственного университета (специальность -- политология).
Начала заниматься фотографией в десятилетнем возрасте.
"Ближе, чем взгляд" -- первая выставка автора.

О выставке

Фотографическому искусству уже недостаточно сохранять для нас на пленке или в цифровом формате все, чем мы и так можем любоваться: лица, вещи, ландшафты, мгновения жизни. Оно меняет наш естественный оптический инструмент, даря нам роскошь невозможного видения -- с бесконечной глубиной резкости, со сверхскоростным считыванием фаз движения, с развернутым углом обзора, с миллионами различимых оттенков цвета.

Макрофотография позволяет увидеть мир за пределами возможностей человеческого глаза, и это бесценно для науки о природе. Как бы еще мы смогли рассмотреть текстуру крылышек Nymphalis Polychloros или гимениальные пластинки Daedaleopsis Confracosa?

Творческая макрофотография таит другие возможности. Более чем тонкое строение природной материи ее занимает тонкое строение нашей души, пределы нашей мечтательности и завороженного любопытства, пределы нашей близости к вещам мира, близости, которая растворяет границы видимой плоти и открывает в банальном, казалось бы, предмете его внутренний космос, где течет жизнь, невыразимая на доступном нам языке. Посмотрите только на фантастические нанопейзажи Карен Альперт (а всего-то -- крупицы соли, луковая шелуха или кофейное зерно), на голубые и зеленые Вселенные Пола Кенни с их мерцающими туманностями и галактиками (уместившимися в кубике замороженного "7Up") или на холмистую возделанную равнину ладоней и ступней, суставов, складок, морщин, линий судьбы человеческого тела из цикла "Каталог тела" Юлии Безштанко.

Алена Заболотина снимает на зеркальную цифровую камеру Canon 500D. При этом поверхностные структуры (обычный объект и эффект макрофотографии) превращаются в воздушную глубину с рассеянными в ней причудливыми фигурами. Окрашенная пустота и лаконичный жест в ее сердцевине -- жест не всегда понятный, но всегда экспрессивный -- вот содержание ее работ. Алена снимает цветы, листья, побеги, семена, стебли, шипы. Порой -- ярко-окрашенную пурпурно-алую влажно-глубокую плоть орхидеи. Порой -- бледно-охристый иссохший призрак чертополоха. Но что делает ее фотографии узнаваемыми сразу -- это особое одушевление персонажей, имя которым не подберешь, но чувственность которых очевидна и заразительна. Близкие и далекие, хрупкие и массивные, в одиночку и рядами, плотоядные и нежные, печальные и смешливые, -- они бредут в туманных долинах, покоятся, как ленивые моллюски, свиваются кольцами, манят, красуются, робеют, величественно царят, смыкают печальные уста (а может это свернулись иссохшие лепестки).

Такого рода фотографические образы Альфред Стиглиц назвал когда-то эквивалентностями: не вещами, но функциями, состояниями опыта. Открытые взгляду, но ближе, чем взгляд. Чувственные пластические соответствия тому, что фотограф или зритель знает сам о себе. Знание это особого рода -- его не расскажешь. Можно только оглянуться, поймать в состоянии окружающего мира момент и указать -- вот! Именно так я чувствую! Для Стиглица в умудренной старости эквивалентностями служили облака. Для его ученика Аарона Сискинда -- макрофотографические ландшафты песчаника или доски в чешуе отслоившейся краски.

В эквивалентностях Алены Заболотиной есть нечто одновременно детское и женское, невинное и утонченное. Склонность создавать и населять сказочные страны сливается в ее фотографиях с отзывчивой простотой элементарного движения -- склониться к тому, что обращено к тебе. Склониться ближе, чем позволяет простое наблюдение. Это и желание окунуться в глубину цветка, где взгляд превращается в шелковистое прикосновение и аромат. Это и заботливая нежность. Это и любопытство, питающееся уверенностью: за гранью различимого есть жизнь, есть голоса и драмы, к которым стоит прислушаться.

Ольга Конфедерат