Логотип Галерея "ОкNо"
*   выставки и проекты
*   публикации
*   о галерее
*   ссылки
 

 
  

  © 2001-2020
  галерея "ОкNо"
  Челябинск, Россия

 
ВЫСТАВКИ И ПРОЕКТЫ

Андрей Суздалев
Игорь Колесов
(Москва)
ДАЛЬНЯЯ. Избранные дорожные партитуры
Аудио-визуальная инсталляция
9-24 декабря 2010

Авторы о проекте

Андрей Суздалев:

В 1998 году я впервые оказался на Белом море, на островах Соловецкого архипелага. За первым путешествием последовали другие -- опять Соловки, Кий-остров (Онежская губа).  Материалы этих поездок (наблюдения, впечатления, дневниковые записи, зарисовки и фотографии) стали источником ряда художественных проектов, объединенных общими понятиями места и памяти: "Реверс севера", 2000-2004 (4 книги художника, видео- и световые инсталляции, мультимедиа), "Перевозчики", 2003-2005 (серия инсталляций, фото, книга художника, компьютерная анимация) и "Фигуры прилива", 2004 (книга художника, компьютерная анимация).

Из попытки как-то зафиксировать и привести в систему этот художественный опыт родилась серия особого рода рисунков (идеограмм и пиктограмм), построенных на основе простейших графических элементов. Знаки разбираются и собираются, как конструктор, выражая самые разнообразные идеи: природные и небесные феномены (гало, миражи, приливы и отливы), оптические иллюзии, ландшафтные зарисовки, удивительные артефакты, реальные и фантастические объекты и механизмы и т.д.

Визуально-акустический выставочный проект "Дальняя" завершает цикл, посвященный Белому морю ("Реверс севера", "Фигуры прилива"). В основе инсталляции -- книга художника, созданная по материалам соловецкого дневника, который рисовался во время очередной поездки на острова (кисточка и палочка китайской туши -- очень удобно в путешествии, места занимает немного и рюкзак не оттягивает). За многими знаками стоят личные наблюдения -- такая авторская "метагеография". Зарисовки как бы постоянно "мерцают" между знаком/иероглифом и "натурной съемкой": вот археологические раскопки, вот рой комаров над свежевырытой ямой, ржавая бочка, переделанная в печку-буржуйку, наковальня, дровяной сарай, старый причал в Кеми, туманы, лабиринты, приливы, отливы... Для меня они не просто предметы-феномены, но идеи, кирпичики идей, из которых складываются развернутые повествования. Отсюда и особая графическая система записи, которая возникла и постепенно развивалась, начиная с 2000 года. При переносе этих идей на нотный стан возникают своего рода графические псевдо-песни -- избранные дорожные партитуры, маленькие пьесы воображения.

Игорь Колесов:

Я вывел принцип расшифровки "изобразительных" партитур, основываясь на трудах Василия Кандинского. В данном случае я использовал предложенный им в своей теоретической работе "Точка и линия на плоскости" способ визуальной аналогизации точек и линий определенной формы и нотных знаков на нотном стане. Большие точки -- целые или половинные ноты, поменьше -- четвертные и так далее. Поскольку Андрей Суздалев в своих "партитурах" использовал конкретные визуальные ряды, то мне приходилось по сути расщеплять их на точки и линии в то же время сохранять смысловое наполнение изображения. Расщепление было необходимо для выбора аналогичных визуальным формам нотных знаков и домысливания дальнейших визуально-знаковых рядов, так как Кандинский только дал некое общее направление синтеза нотных и графических знаков. Смысл же изображения давал возможность понимания конструкции многоголосия и характера повествования "партитур". Из этого понимания появлялась разбивка и размер при расшифровке. Я мог таким образом понимать каков темп и характер в той или иной партитуре. Где необходимо ставить "легато", где требуются отрывистые звуки -- все это исходило из образного ряда, и в то же время параллельно основывалось на детальном ассоциировании.

Результат оказался удивительным, так как выяснилось, насколько гармоничен визуальный ряд "партитур" с точки зрения звука. Диссонансные сочетания звуков почти отсутствуют, либо гармонизируются последующими пассажами. Должен заметить, что с моей стороны нет и намека на некое композиторское приглаживание и доработку тональной стороны "партитур". Они звучат именно так, как их изобразил художник.