Логотип Галерея "ОкNо"
*   выставки и проекты
*   публикации
*   о галерее
*   ссылки
 

 
  

  © 2001-2017
  галерея "ОкNо"
  Челябинск, Россия

 
ВЫСТАВКИ И ПРОЕКТЫ

Ольга Антипина
ЕЛКИ, СОСНЫ И ИГРУШКИ
Живопись, графика, энкаустика, инсталляция
7-23 декабря 2017

О выставке

Всякая вещь существует в культуре и обладает семантическим
ореолом, то есть является чем-то большим, нежели просто
функцией. Елочные игрушки, которые пишет Ольга Антипина, --
это не просто украшения, превращающие хвойное дерево
в новогодний атрибут, они оживляют в нас воспоминания
о детстве, о доме, о семье. Сверкающие хрупкие вещицы
погружают нас в тепло и уют семейного праздника, где все
собираются за столом, чтобы веселиться, дарить друг другу
подарки, желать счастья и надеяться на то, что настающее
время будет добрым ко всем нашим близким.

Для художницы это смысловое поле -- новый год,
семейный праздник -- было отправной точкой в создании
проекта. Первые работы -- живописные натюрморты,
изображения елочек и сосен, украшенных игрушками,
которые принадлежат разным семьям: семье Кокшаровых
(бабушке и дедушке художницы), семье поэтессы Натальи
Рубинской, художницы Алисы Гореловой, семьям Станиславы
Гузовой, Марии Валеевой, Наталии Санниковой. "Зимний"
натюрморт с новогодней елкой живет недолго, и чтобы
продлить ощущение праздника, Антипина пишет елочки
летние, наряжая их прямо в лесу под августовским солнцем.
Так уже в живописном воплощении вещь начинает утрачивать
привычную семантику, становится чем-то другим, чем обычно
не является.

Дальше Антипина движется в направлении нового смысла,
меняя технику и оптику. Графические изображения елочных
игрушек, выполненные восковой пастелью, -- это уже
не натюрморты, но портреты. Следующий шаг -- рисование
на досках в технике энкаустики. Эта техника предполагает
долговечность работы художника, энкаустикой, то есть
восковой живописью расплавленными красками, выполнены
"фаюмские портреты". Антипина использует другой способ --
наносит красочные слои восковыми мелками, а потом
нагревает их, от чего воск "сплавляется". Изображения
вещей могут жить дольше, чем сами вещи. На досках игрушки
приобретают орнаментальное звучание, окончательно
утрачивая первоначальный смысл, но производят
праздничное впечатление за счет красочности, яркости,
"хорового" эффекта.

Последний шаг к "развоплощению" привычного смысла --
инсталляция из тех самых игрушек, которые мы видим
на холсте, бумаге и досках. Собранные в своеобразный
плафон, вне новогодней елки они становятся декорацией
вообще, композицией предметов, изъятых из контекста.
Способны они теперь вернуть нас в детство, в новогоднюю
ночь в кругу семьи? Замыкается ли круг ассоциаций
и переживаний, связанных с вещью, которая известна нам
как елочная игрушка, если она больше не елочная? А что
она теперь? Эти вопросы имеют больше ответов, чем может
показаться на первый взгляд.

Наталия Санникова